Педагогика Монтессори в музыкальном развитии детей

Музыкальное развитие ребенка в рамках системы имеет ступенчатый характер.
Первый опыт общения с музыкой приобретается в подготовительных упражнениях — на «слушание тишины», воспроизведении шумов и звуков, манипуляций с шумовыми коробочками. Воспитывать чувство слуха педагог предлагала в «абсолютной тишине». Для этого необходимо, по мнению М. Монтессори, проводить уроки тишины, в ходе которых «душа ребенка приобретает свою собственную награду и духовное наслаждение». Для этого упражнения не использовалось никакого особенного материала. В ходе «упражнений в тишине» воспитатель предлагает ребенку удобно сесть и не двигаться. Он говорит примерно следующее: «Все мы абсолютно безмолвны; рот закрыт; мы не двигаемся; руки остаются в покое». Воспитатель ждет, пока все, в том числе и он сам, расслабятся. Предпосылка состоит в том, что ребенок, приобретая в других упражнениях навыки, полезные для повседневной жизни, уже отчасти научился владеть собой. Через несколько минут учитель зовет к себе детей по одному, называя каждого ребенка по имени тихим голосом. Ребенок встает и как можно тише идет к учителю. Далее в тишине дети слушают отдельный шум или звук, на который раньше не обращали внимания: тиканье часов, пение птиц, шум дождя.
Педагог заметила, что дети становятся более послушными, нежными, доброжелательными. Для распознания звуков М. Монтессори использовала серию свистков Пиццоли; музыкальные инструменты: металлофон на две октавы с молоточком, набор колокольчиков, барабан, фортепиано. Для распознавания оттенков шума — шумовые коробочки, наполненные более или менее мелким сыпучим веществом (от песка до гальки и камней разных размеров), можно использовать рис, манную крупу, мелкую фасоль, кусочки древесины. Когда воспитатель трясет коробочку, ребенок прислушивается к шуму. Затем он должна подобрать другую коробочку с таким же шумом. Работа продолжается, пока все коробочки не будут составлены попарно. Такие упражнения развивают восприятие и дифференциацию различных шумов, а также способствуют развитию мелкой моторики, слуховой памяти и готовят ребенка к восприятию музыки.
Ритмическое чувство формируется маршировкой под музыку различных темпов, громкости, в выполнении простых движений — ходьбы, бега, к которым добавляются более сложные элементы рук, ног, корпуса, танцевальные движения. В книге «Мой метод» выдающийся педагог писала: «Музыкальное воспитание требует осторожного методического подхода. Ребенка нужно захватить, очаровать любым способом».
С 3-х лет развивают мелодический и гармонический слух с использованием специальных колокольчиков. Колокольчики Марии Монтессори — это сенсорный материал, который естественным путем раскрывает музыкальный слух ребенка, заложенный природой в каждом человеке независимо от того, назначено ему быть музыкантом или нет. Колокольчики притягивают внимание малышей. В дальнейшем в упражнениях дети учатся различать музыкальные звуки, знакомятся со звукорядом, читают ноты с помощью специальных нотных досок. Кроме колокольчиков используются еще и барабан и упрощенные лира и арфа, игра на которых вместе с пением педагога поможет «вступить в общение…с душой ребенка», при этом следует соотносить ритмическую сложность песен с возрастными возможностями — поскольку песню должны подхватывать дети.
Использование духовых инструментов — труб, по мнению Монтессори, вызывает непосредственные ритмичные мускульные движения и приближает детей к простым танцевальным движениям. По высказанной Монтессори негативной позиции об игре педагога на фортепиано во время обучения, заметим, что Монтессори делает акцент на отсутствии при этом контакта с воспитанниками, общения на уровне глаз, что успешно преодолевается в современных условиях музыкального воспитания, когда педагог в процессе игры принимает полуобращенную к детям позу и находится в кругу общения с ними.
Монтессори считала, что познавательному интересу к музыке будет способствовать ознакомление детей с внутренним механизмом специального миниатюрного пианино, которое используется также и для самостоятельного практикования ребенка (придумать последовательность звуков, сыграть, спеть ее).
Выводы:
По мнению М. Монтессори, каждый ребенок, с его возможностями, потребностями, системой отношений, проходит свой индивидуальный путь развития. Поэтому воспитание должно опираться на данные наблюдений за конкретным ребенком и законы естественного развития. 
Самостоятельная и свободная деятельность невозможна без умения сосредотачиваться длительное время в процессе выполнения любой деятельности. Ребенок должен внимательно наблюдать за педагогом, когда он представляет материал, внимательно слушать его объяснения. Этот процесс М. Монтессори назвала «поляризацией внимания». 
В основе развития ребенка по Монтессори лежит животворная сила самого ребенка, доминирует саморазвитие ребенка. М. Монтессори реализует идею целостного развития ребенка, которое в сочетании с его чувственной, умственной, социальной сферами способствует эстетическому развитию ребенка.
Федоровская О. Н.
Педагогика Марии Монтессори в музыкальном развитии детей
дошкольного возраста
// Образование и воспитание. — 2015. — №4. — С. 35-39.
Перейти наверх