Понятия Монтессори

Часть 1.

Доктор Мария Монтессори ввела много новых терминов и понятий для описания того, как ребёнок растёт и учится. Ниже даны определения некоторых наиболее распространённых слов и фраз.

Впитывающий разум.

С рождения и примерно до 6 лет ребёнок переживает время интенсивной умственной активности, которая позволяет ему «впитывать», обучаясь через окружающую среду без сознательных усилий, естественно и спонтанно.

Дом ребёнка.

Во многих школах Монтессори это название комнаты для детей от 2,5–3 до 6 лет; в других школах помещение для детей этого возраста называется Casa – подготовительная или начальная школа. Иногда этот термин используют для обозначения школы в целом.

От конкретного к абстрактному.

Логическое, соответствующее уровню развития поступательное движение, позволяющее ребёнку прийти к пониманию абстрактного выражения какой-либо идеи, с которой он впервые соприкасается в конкретной форме, например, с идеей десятичной системы, запоминание которой происходит посредством работы с «золотыми бусами», сгруппированными в комплект по 10, 100, 1 000.

Контроль ошибок.

Монтессори материалы сделаны так, чтобы ребёнок получал отклик на свои действия тут же, что позволяет ему распознавать, корректировать и учиться на своих ошибках без помощи взрослых. Контроль над собственными действиями, осуществляемый самим ребёнком, повышает его самооценку и мотивацию так же, как и его обучаемость.

Космическое воспитание.

Мария Монтессори настаивала на том, что детям нужно дать элементарное «видение Вселенной», чтобы помочь им понять, как все части космоса взаимосвязаны и взаимозависимы. В Монтессори школах дети в возрасте 6–12 лет начинают с изучения Вселенной, галактик, нашей галактики, нашей Солнечной системы, планеты Земля – всего, чтобы было до их рождения и сделало их жизнь возможной. С развитием уважения к событиям прошлого они начинают более внимательно относиться к собственной роли и ответственности в глобальном обществе и сейчас, и в будущем.

Дидактические материалы.

Дидактический означает «созданный или предназначенный учить». Это специально сделанные обучающие материалы – многие из них придуманы Марией Монтессори, – используемые в классах Монтессори.

Монтессори-гид или Монтессори-педагог.

Исторически сложившееся обозначение для главного учителя в Монтессори-классе, некоторые школы до сих называют главного учителя гидом. В Монтессори-образовании роль инструктора сводится к тому, чтобы направлять и вести каждого ребёнка к осознанным действиям, основанным на наблюдениях инструктора за его готовностью. Ребёнок развивает свои собственные знания посредством тактильного обучения при помощи тех дидактических материалов, которые выбирает сам.

Любезность и вежливость.

Детей обучают формальным социальным навыкам, которые они будут использовать в течение жизни, например, говорить «пожалуйста» и «спасибо», вмешиваться в разговоры вежливо, просить, нежели требовать помощи, и встречать гостей тепло.

Перейти наверх