Рука и мозг. Часть 2

В шесть месяцев младенец начинает исследовать объекты, передавая его из одной руки в другую, целенаправленно перемещая предмет из правой руки в левую и обратно. Он начинает понимать, что обе руки получают информацию. Через эту передачу он получает различный опыт с одним и тем  же объектом. Этот опыт имеет значение для развития ведущей руки, а также правого и левого полушарий мозга.

В течение первых шести месяцев  младенец совершенствует процесс хватания. В начале его захват похож на действие обезьяны. Он не умеет пользоваться большим пальцем и может использовать только четыре пальца и другую ладонь. Большой палец держится прямо или находится рядом с рукой. Постепенно, через миелинизацию нервных волокон и последующее развитие связи между мозгом и мускулами, меняется способ захвата и младенец начинает использовать  четыре пальца с противостоящим большим пальцем. Теперь у ребенка есть способность к пинцетному захвату, но пока это  плоский двойной захват. Ребенок может взять кусочек кукурузных хлопьев, но пальцы при этом остаются прямыми. С этим плоским пинцетным захватом младенец отправляет хлопья в свой рот. Неврологический потенциал для полного пинцетного захвата уже сложился, но младенец должен отточить это движение через повторение и практику. Еще нет большого развития запястья. Ребенок все еще использует всю руку целиком – рука и запястье действуют как один инструмент. Он может попадать по объектам, но без участия запястья. Приобретенные в магазине погремушки не принимают во внимание эти ограничения младенца моложе шести месяцев. Погремушки слишком тяжелы, имеют плохую форму для того, чтобы их можно было взять  крошечной рукой ребенка. Кроме того, их конструкция неуклюжа, делая невозможным изящное встряхивание.

Когда малыш достигает семи или восьми месяцев, миелинизация наконец делает возможным контроль пальцев. Неуклюжее хватание исчезает, и ребенок начинает утончать движения пальцев. В возрасте девяти — десяти месяцев у него есть пальцы, которые он действительно может использовать, большой и другие пальцы руки становятся способны к точным движениям. Развитие руки от неточных движений и неуклюжего схватывания до приобретения контроля пальцев следует логическим путем. Рука способна собирать информацию и передавать ее мозгу. Потребуется много месяцев для того, чтобы собрать информацию об окружающей среде с помощью пяти чувств. После этого мозг ребенка будет готов к точной и подробной информации, поставляемой полностью развитой рукой. Овладение пинцетным захватом без надлежащего чувственного опыта означало бы опережение умственных способностей.

Игрушку, которую Вы можете, не сомневаясь приобрести – это сфера с цветными шарами внутри, которые вращаются, когда ребенок ее крутит. Пяти — шестимесячный ребенок, который пропустил опыт хватания объектов, может использовать эту игрушку для того, чтобы отрабатывать движения руки в доставании и схватывании движущегося объекта. Для всех малышей эта игрушка помогает развивать движение руки, управляемое интеллектом.
Примером игрушки для ребенка от десяти месяцев до одного года, которую Вы легко можете модифицировать, является коробка с четырьмя шарами, которые нужно проталкивать в  отверстия.

Они помогут ребенку развить координацию рука-глаз и косвенно позволит ему испытать постоянство объекта. Они также дают опыт причинно-следственных связей и помогают младенцу в практике движениях, управляемых интеллектом.

В восемь или девять месяцев Ваш ребенок может пробовать класть деревянное яйцо в чашку и деревянный куб в коробку.
К  пятнадцати месяцам миссия по развитию руки и мозга завершена: интеллект, управляемый информацией, предоставленной рукой, продолжает развиваться,  рука теперь эффективный инструмент. При условии того, что ребенком были использованы все возможности развития – пинцетный захват отработан, собрано большое количество  общей информации о мире и его качествах через человеческие тенденции исследования, манипуляции, повторения, контроля ошибки, точности, и т.д., ребенок подготовил себя для новой роли.

 

Паула Полк Лилльярд, Линн Лилльярд Джессен
Монтессори-педагогика с самого начала
Перевод Евгении Ткачевой

Перейти наверх