Сравнительный анализ Монтессори-педагогики и традиционного педагогического метода

Монтессори-педагогика Традиционный педагогический подход
Одним из главных компонентов Монтессори-классов является специально подготовленная среда для самостоятельной независимой работы ребенка. Всё, что находится в классе, сделано специально для ребенка. В классе нет среды, которая позволяет ребенку работать самостоятельно. Все материалы хранятся отдельно, и дети не могут по своему желанию их использовать.
Ребенок – активный участник собственного учения, педагог не занимает жесткой позиции в классе. Педагог в классе доминирует, занимает активную позицию, а ребенок является пассивным участником.
Происходит развитие внутренней самодисциплины ребенка. Учитель действует как главный создатель дисциплины, которая регулируется извне.
Все объяснения, индивидуальные и групповые, проводятся педагогом с учетом особенностей каждого ребенка. Развивающие занятия, основанные на объяснениях, соответствуют стилю обучения взрослого.
Обучение происходит в разновозрастных группах. Обучение возможно только в одновозрастных группах.
Дети в Монтессори-группе обучаются, сотрудничают и помогают друг другу. Основная часть обучения производится учителем, взаимодействие учащихся порицается.
Ребенок выбирает себе работу исходя из собственных интересов и способностей в текущий период его развития. План обучения и педагог подстраиваются под период развития ребенка. Традиционные детские сады и детские развивающие центры предполагают наличие четкого расписания занятий, выбранного учебного плана, донесение до ребенка знаний вне зависимости от потребностей ребенка.
Ребенок формирует понятия с помощью Монтессори-материала и педагога, который презентует материал ребенку. Педагог формирует понятия ребенка.
Ребенок самостоятельно выбирает, чем ему заниматься, и занимается выбранным делом столько, сколько ему необходимо. Дети, посещающие традиционные детские кружки, сталкиваются с ограничением времени для работы и заранее выбранной направленностью его работы.
Свобода выбора у ребенка в работе, возможность работать там, где ему удобно, свобода движения и общения с другими детьми, групповая работа по желанию каждого ребенка, формирование навыка не мешать своими действиями другим. Ограничение ребенка в выборе места, ограничение в подвижности, необходимость в обязательном порядке вести групповую работу.
Перейти наверх