Почему дети не умеют играть?

Традиционно игра и учеба воспринимаются как вещи противоположные, однако, если задуматься, они тесно связаны друг с другом. Более того, игра сама по себе является обучением. Сегодня детей все больше ограничивают в играх, увеличивая количество школьных занятий, кружков и секций. Почему это не идет им на пользу и чем грозит в будущем, рассуждает психолог, профессор Бостонского колледжа Питер Грей (Peter Gray).

 

В в последние 50 лет детей старательно пытаются ограничить в играх. Говард Чудакофф (Howard Chudacoff) в своей книге «Дети за игрой: американская история» (2007) описывает первую половину XX века как золотой век игровой свободы. К 1900 году детский труд стал использоваться гораздо меньше, и у детей появилось много свободного времени.

Однако примерно с 1960-х годов взрослые начали потихоньку ограничивать эту свободу, увеличивая время, которое дети должны проводить в школе и за уроками.

Более того, у детей стали отнимать свободу и за пределами школы. На смену уличным играм и хобби пришли спортивные секции и кружки, в которых правят взрослые. Родители стали больше переживать за детей и перестали их отпускать играть со сверстниками без присмотра. Конечно, у всех этих изменений свои причины, но в результате у детей почти не осталось возможности играть и изучать мир самостоятельно.

Ограничение игровой свободы привело к росту детских психических расстройств.

Ограничения в играх привели также к снижению уровня эмпатии и развитию нарциссизма. Оба этих параметра измеряли у американских школьников с помощью стандартных тестов с 1970-х годов. Эмпатия – это способность и желание взглянуть на ситуацию глазами другого человека, испытать то, что чувствует другой. Нарциссизм связан с раздутым себялюбием, которое усугубляется безразличием к другим и неспособностью выстраивать эмоциональные связи.

Учеба и игра – вполне естественное противопоставление. Традиционно считается, что учатся дети в школе, а игра – это отдых от учебы. Но есть и альтернативный взгляд: игра – это и есть обучение. Играя, дети усваивают важнейшие жизненные уроки, которым не научат в школе.

С 4 лет и до подросткового возраста (когда они по собственной воле берут на себя взрослые обязанности) дети могут играть хоть целыми днями. Мальчики, например, постоянно играют в преследование и охоту, а девочки ищут съедобные корешки. Дети в играх готовят еду, строят дом, создают предметы, типичные для их культуры. В играх они спорят, подражая взрослым, исполняют традиционные танцы и песни, а также придумывают свои.

Маленьким детям разрешается играть с опасными предметами, например, с ножом или огнем, иначе как они научатся с ними обращаться? Все это происходит не по инициативе взрослых, а по желанию самих детей. Им весело играть в такие игры, а многовековой естественный отбор определяет выбор игр, которые помогут приобрести полезные в жизни навыки и знания.

Правительство хочет, чтобы школы лучше готовили детей к будущей жизни. Но как? Нам нужны специалисты по запоминанию правильных ответов? Или все-таки инициативные люди, которые ставят новые вопросы, находят новые ответы, критически и творчески мыслят? Современные школы не учат этим навыкам.

Уже около 20 лет США, Англия и Австралия пытаются перенять модель образования, существующую в Японии, Китае и Южной Корее. В этих странах дети больше времени проводят в школе и в итоге лучше сдают международные тесты.

Однако все почему-то забывают, что эту модель уже многие признали провалом. Выпускники прекрасно сдают тесты, но при этом не умеют творчески мыслить, у них нет настоящей тяги к знаниям. Поскольку дети тратят почти все свое время на учебу, у них почти нет возможности проявить свое творчество, инициативу, развить физические и социальные навыки. Иными словами, у них почти нет времени играть.

Творчеству обучить невозможно. Можно только создать условия для его развития. У детей творчество развито от природы. Великие изобретатели и гении – это те, кому удалось сохранить в себе эту детскую способность во взрослом возрасте. Эйнштейн, ненавидевший школу, называл свои достижения в теоретической физике и математике комбинаторной игрой. Множество исследований подтверждает, что люди проявляют творчество, когда поглощены духом игры, когда относятся к задаче как к забаве.

Умение хорошо ладить с другими людьми – важнейший навык, необходимый для счастливой жизни. Большая часть игр имеет социальную природу. Они являются эффективным инструментом обучения, потому что дети играют в них по собственному желанию.

Если ребенку что-то не нравится, он может уйти. Но если он хочет играть с другими, придется вести активные переговоры, искать компромисс и идти на уступки. Дети, играя в дочки-матери, тратят гораздо больше времени на распределение ролей, чем на саму игру, решая, кто будет мамой, кто – папой, а кто – ребенком.

Чтобы получать удовольствие от социальной игры, надо быть достаточно напористым, но при этом не деспотичным. Золотое правило социальных игр: поступай с другими так, как ты хотел бы, чтобы поступали с тобой. Хотя на самом деле все несколько сложнее: поступай с другими так, как они хотели бы, чтобы с ними поступали. Для этого надо встать на позицию другого человека, заглянуть ему в душу. Такие принципы действуют и в жизни. В социальных играх дети учатся этим навыкам.

Кроме того, социальные игры учат, как справляться с сильными негативными эмоциями, такими как страх и злость. Специалисты-зоологи утверждают, что одна из главных целей игры у животных – научить молодых особей справляться, как эмоционально, так и физически, с чрезвычайными ситуациями. Многие животные в юном возрасте намеренно постоянно загоняют себя в довольно опасные ситуации во время игры. Они бегают по обрывам, свисают с веток высоких деревьев.

Дети делают примерно то же самое, приводя в ужас родителей. В игре может охватить и чувство злобы, если кто-то толкнет ребенка или обзовет его. Но дети, которые хотят продолжать играть, знают, что злость надо контролировать. Истерики иногда работают с родителями, но не с товарищами по игре.

В школе за детей все решают взрослые. В играх дети сами принимают решения и справляются со своими проблемами. В мире взрослых дети – слабые и уязвимые. В игре они – сильные и независимые. Играя, ребенок учится быть взрослым, ответственным, контролировать свое поведение.

Ограничивая детей в играх, мы мешаем им подготовиться ко взрослой жизни. Результаты могут быть весьма печальные – чувство зависимости и подавленности, тревожность, депрессия, нарциссизм и утрата творческих способностей.

Перейти наверх