«Педиатрия, прожитая и приведенная в движение».

Фрагмент автобиографической книги Т.Хелльбрюгге. История возникновения первого интегрированного Монтессори-детского сада и Монтессори-школы. Опыт Мюнхенского детского центра.

… Ребенок, получивший однажды диагностический штемпель, обязан был проводить школьное время только с соответствующими ему, такими же менее сильными детьми. Несмотря на то, что международные исследования показали, что слепой ребенок становится действительно слепым только в школе для слепых, а глухой – глухим и задержанным в развитии речи.

Огромное впечатление произвело на меня первое посещение в составе той же комиссии Монтессори-детского сада во Франкфурте. В то время как по всей Европе детский сад можно узнать издалека по доносящемуся шуму, здесь царили тишина и глубокая концентрация в работе детей, каждый из которых занимался своим материалом и без наставления педагога. Я увидел среди них двоих детей с Даун-синдромом. На мой вопрос педагогу, не мешают ли они работе группы, она ответила: «Вы же видите, что они не мешают». То, что эти дети должны иметь нарушения умственного развития, было ей неизвестно.

Врачебная Монтессори-педагогика

 Я открыл для себя педагогическую систему, которая делает возможным совместное воспитание здоровых детей и детей с нарушениями развития. Это даёт детям шанс социального развития, то есть улучшает развитие самостоятельности и способности к коммуникации, так как здоровые дети помогают больным и дети с разными нарушениями в развитии тоже могут помочь друг другу. Так у меня возникло желание внедрить эту концепцию в Мюнхенском детском центре с тем, чтобы дети с нарушениями развития могли бы быть приняты детской группой.

Вскоре я узнал, что Монтессори-педагогика представляет собой врачебную педагогику. Она была построена на фундаменте физиологических исследований органов чувств, проводимых Клодом Бернаром, на трудах известного психиатра Эдуарда Сегена и экспериментальных работах Жана Марка Гаспара Итара по воспитанию «Дикого из Аверона».

Врачебные основы Монтессори-педагогики открыли для нее новое поле международной деятельности. Разработанный ею сенсорный дидактический материал и упражнения практической жизни зарекомендовал себя идеальным для обучающей терапии у детей с различными нарушениями развития, проводимой как в индивидуальной форме, так и в малых группах. Так возникла идея развития лечебной Монтессори-педагогики в для целей интеграции детей с ограничениями в развитии в семье, детском саду и школе. Эта задача была решена настолько успешно, что возникла новая специальность – Монтессори-терапевт.

Необходимым было только адаптировать материал под особенности нарушений ребенка и последовательно проводить принцип Сегена о постепенном увеличении сложности заданий.

Перейти наверх