Роль средств Монтессори в социальном развитии особенного ребенка

Часть 3.

Овладение навыками практической повседневной деятельностью.

Большую роль в этом направление отводится формированию, развитию социально-бытовых навыков, происходит социальное развитие ребенка. Освоив алгоритмы работы с предметами (например, последовательность застегивания пуговиц, мытья рук) ребенок получает «Ключ к миру», с помощью которого он приобретает дополнительную возможность знакомиться с миром реальности самостоятельно и гораздо эффективнее. Упражнения данного раздела развивают не только память, внимание, волю, но не менее важны упражнения в практической жизни для социального развития ребенка и в первую очередь формирования у него навыков социального поведения, ознакомления с культурой поведения в обществе, обучения навыкам повседневной деятель­ности и личной гигиены. Ведь упражне­ния в практической жизни дают ребенку возмож­ность реализовать свою внутреннюю потребность и, как уже гово­рилось, постепенно вырабатывают умение управлять не только своими движениями, но и поведением. Способность владеть со­бой, управлять эмоциями — одна из основных предпосылок позитивного социального поведения.

Социальные качества, которые воспитываются у детей – это и готовность к взаимопомощи, навыки куль­туры поведения и соблюдение правил поведения в обществе, ува­жение достоинства и прав окружающих. Воспитанию у детей го­товности и привычки к взаимопомощи, попросить о помощи, предложить свою помощь не так-то просто: для этого нуж­но выбрать подходящие слова; от нежелательной помощи нужно научиться отказываться.

Знакомству с основами культуры поведения в обществе Монтессори посвящает особый раздел упражнений в практической жизни. Проигрывая под руководством и при непосредственном участии взрослого различные ситуации, а затем, обсуждая их, дети узнают, как следует приглашать гостя в комнату, предлагать ему место; как должны поступать хозяин и гость, если последний при­шел не вовремя; как просят о помощи и как принимают предло­жение ее. Выше мы уже говорили о том, что в Монтессори-комнате существуют правила поведения, обязательные для соблюдения всеми — и педагогом, и детьми. Этих правил немного; они сформулированы ясно, коротко и четко. Выполняя их, ребенок не только учится уважать права и интересы других детей, но и ждет того же от окружающих. Постепенно у него возникает ощущение принадлежности к группе детей, к коллективу, а значит, чувство защищенности. Навыки личной гигиены также имеют со­циальный аспект: с аккуратно одетым, умытым и причесанным ребенком приятно общаться, в то время как неряшливость внеш­него вида человека может быть воспринята как проявление не­уважения к окружающим.

Сенсорное воспитание.

Под сенсорным воспитанием ребенка понимается развитие его восприятия и формирование представлений о свойствах предмета окружающего мира: об их форме, размерах, цвете, положений в пространстве, а также вкусе, запахе, звучании, температуре. После того, как ребенок освоил деятельность с сенсорным материалом, он выполняет ряд упражнений на применение в реальной жизни полученных представлений о свойствах предметов и освоенных способов действия. (Например: научившись различать и называть цвета и их оттенки, ребенок ищет их в окружающей среде, исследует окраску растений, животных, предметов одежды и т д) Сенсорное воспитание помогает ребенку лучше ориентироваться в реальном мире. Например, чтобы купить рыбу, необходимо, чтобы зрение и обоняние были достаточно тренированы, у детей с интеллектуальной недостаточностью они развиваются более медленно. Ориентация в мире предметов необходима для социализации ребенка в социуме. Так же у детей развивается эстетические чувства, ребенок учится воспринимать красоту и гармонию окружающего мира.

Математические представления

Развитие элементарных математических представлений осуществляется посредством сенсорного воспитания и на упражнениях по овладению навыками практической повседневной деятельности. Обучение счету, знакомство с числами, выполнение элементарных арифметических операций, все это необходимо знать, уметь выполнять детям с интеллектуальной недостаточностью. Развитие математических знаний у умственно отсталых детей имеет исключительно практическую важность, поскольку человеку в обыденной жизни постоянно приходится оперировать арифметическими выражениями, осуществлять счет и различные операции с числовыми величинами. Дети, которые овладевают элементарными математическими представлениями, легче и успешнее адаптируются в социальном мире.

Методика Монтессори хороша тем, что с легкостью дает понять ребенку с умственным недоразвитием знания десятичной системы исчисления, выполнения арифметических действий, что является основными знаниями для таких детей, что позволяет им решать практические ситуации, возникающие в повседневной жизни. На занятиях по овладению данными представлениями, на основании методики Монтессори, используется еще и материал, который оказывает влияние на развитие речи. С помощью данной педагогической системой идет развитие не только математических представлений, но и личностных качеств ребенка: он учится правильно вести себя в различных бытовых ситуациях, узнает нормы поведения в них. В процессе использования разного вида занимательного материала возникает активное участие во взрослой жизни, расширяется кругозор.

 

Косиченко Л. Е.

Роль средств комнаты Марии Монтессори в социальном развитии ребенка-инвалида [Текст] // Педагогика: традиции и инновации: материалы междунар. науч. конф. (г. Челябинск, октябрь 2011 г.).Т. II. — Челябинск: Два комсомольца, 2011. — С. 29-33.

Перейти наверх