Роль средств Монтессори в социальном развитии особенного ребенка

Часть 2.

Для того, чтобы составить ясное представление о методике Монтессори, необходимо сначала рассмотреть общие положения — методические рекомендации. Они относятся к методике работы со всеми материалами, независимо от того, к какому направлению они относятся.

Презентация Материала.

Педагог показывает ребенку рациональный способ работы с материалом, дает образец действий с ним, направленных на раскрытие свойств и отношений, заключенных в материале. Подобный показ называется презентацией материала. Демон­стрируя ход работы с материалом, или, другими словами, основной алгоритм действия с ним.

Предотвращение использования материала не по назначению.

Если ребенок применяет материал не по назначению — делает из длинных штанг ру­жья, строит башню из цилиндрических коробочек, издающих шумы различной громкости, бросает кубы из золотого материа­ла, надевает на голову рамку с застежкой и т.д. — педагогу следует вмешаться и прекратить подобные действия, проявляя при этом достаточно такта и в то же время настойчивости.

Содействие самостоятельной деятельности ребенка.

Только в том случае, если материал применяется в соответствии с его назначе­нием — даже если способ действия ребенка с ним несколько от­личается от показанного педагогом образца, что может происхо­дить на первых порах овладения новым способом действия или же, как мы увидим позже, в процессе дальнейших упражнений-модификаций — и объективно становится средством обучения и развития ребенка, учитель позволяет последнему заниматься так долго, как тот захочет. Более того, работу ребенка не прерывают ни для исправления его «мелких ошибок», ни из боязни, что он будет утомлен, способствуя тем самым его сосредоточению на целесообразной деятельности, и не снижая мотивации к ней.

Контроль и коррекция ошибок.

Особенность материалов Монтессори состоит в том, что они допускают возможность самоконтроля. Можно выделить ряд спо­собов самоконтроля. Простейший из них — механический, дос­тупный уже для самых маленьких детей. Например, понимание, что если цилиндры-вкладыши имеют разные размеры, то каждый цилиндр подходит только для одного отверстия. Еще один способ самоконтроля, особенно актуальный при изучении математики, — посредством контрольных карт. К карточкам с примерами и заданиями прилагаются карточки с ответами. Возможен и контроль с помощью специальных меток, таких, как цветные точки, наклеенные на дно коробочек с запахами по правилу, одинаковый запах — одинаковый цвет. Имеются также другие способы самоконтроля. Так, например, педагог обращает внимание ребенка на пролитые капли воды и показывает, как их удалить посредством губки. В дальнейшем ребенок сам за­метит подобную ошибку и исправит ее.

Индивидуальная работа, работа в малых группах.

Заметим сразу: неверно, что в системе Монтессори детям раз­решается заниматься с материалом только в одиночку. Ребенок имеет свободу выбора партнера, и, если материал позволяет, дети могут заниматься с таким материалом вместе. Существует масса материалов — в особенности сенсорных и математических, а также предназначенных для изучения географии, био­логии, истории в школе, — заниматься с которыми полезнее все­го в малых группах из двух—четырех и более детей. «Упражнения в тишине», ходьба по линии, беседа о правилах поведения в общественных местах, все это проводится в малых группах. Саморазвитие ребенка с интеллектуальной недостаточностью осуществляется посредством дифференцированной системы материалов, относящихся к следующим направлениям: — предметно-практическая жизнедеятельность; — сенсорное воспитание; — элементарные математические представления; — развитие речи; — обучение чтению и письму; — космическое воспитание. Мы не будем рассматривать содержание каждого направления, а посмотрим, какое социальное развитие ребенка с умственным недоразвитием, предполагает каждый раздел.

 

Косиченко Л. Е.

Роль средств комнаты Марии Монтессори в социальном развитии ребенка-инвалида [Текст] // Педагогика: традиции и инновации: материалы междунар. науч. конф. (г. Челябинск, октябрь 2011 г.).Т. II. — Челябинск: Два комсомольца, 2011. — С. 29-33.

Перейти наверх