Роль средств Монтессори в социальном развитии особенного ребенка

Часть 1.
 
Социальная адаптация детей с интеллектуальной недостаточностью должна осуществляться через развитие умения ориентироваться в социальном окружении, развитие элементарной творческой фантазии, контрольной функции действия с предметом, формирование чувственного образа окружающего мира, а так же формирование на элементарном уровне эмоционально-волевых компонентов личности.
 
С учетом индивидуально-типологических особенностей контингента детей наиболее эффективно развитие социальной адаптации через работу по педагогической системе М. Монтессори. Одним из важнейших аспектов социальной адаптации детей с ограниченными возможностями, является формирование и развитие у них психофизических функций личности ребенка и самореализация в социуме.
 
У детей с выраженными формами умственного недоразвития наблюдаются грубые и множественные нарушения психофизических процессов. В связи с этим данная образовательная методика Монтессори позволяет корректировать познавательные функции, сенсорные возможности, обеспечивая ребенку разностороннее развитие, опираясь на более сохранные стороны психической деятельности.
 
Система М.Монтессори позволяет умственно отсталому ребенку развиваться в его собственном темпе, соответственно его способностям, учитывая степень интеллектуальной недостаточности, используя разработанные дидактические материалы под руководством педагога. Материалы, предлагаемые педагогикой Монтессори, привлекательны, просты в применении, соответствуют возрастным особенностям детей с учетом степеней интеллектуальной недостаточности. Разработаны так, что позволяют ему самостоятельно контролировать свои ошибки.
Речевая активность у детей с умственным недоразвитием выражена крайне слабо и быстро исчерпывается, поэтому необходима постоянная активизация детей системой поручений и указаний, прямо требующих речевой коммуникации. Учитывая выраженную у детей данной категории склонность к подражанию, необходимо постоянно побуждать их повторять высказывания. В результате вышеизложенного необходимо работу с автодидактическим материалом сопровождать речью педагога и ребенка.
 

Основной целью реабилитации детей средствами Монтессори является раскрытие потенциала умственно отсталого ребенка, его развитие и социализация в обществе. В зависимости от возраста ребенка-инвалида, от особенностей его психофизического развития ставятся конкретные цели воспитания, достижения которых решается рядом задач.

Косиченко Л. Е.
Роль средств комнаты Марии Монтессори в социальном развитии ребенка-инвалида
// Педагогика: традиции и инновации: материалы междунар. науч. конф. (г. Челябинск, октябрь 2011 г.).Т. II. — Челябинск: Два комсомольца, 2011. — С. 29-33.
Перейти наверх